NEODI....О БИОДИЗЕЛЕ
|
Куда девать использованное растительное масло? Этот вопрос имеет весьма интересное и экологически эффективное разрешение. Старое масло, вне зависимостиот степени его пережаренности, можно превратить в дизельное топливо. Делать это можно, при соблюдении правил безопасности, даже в домашних условиях. В британской прессе эта тема появилась пару недель назад, после того, как стало известно, что полицейские в Уэльсе объявили кампанию по борьбе с нелегальным производством такого топлива. Претензий к качеству топлива у служителей закона не было, заинтересовало их только то, что за получаемое таким образом топливо не был заплачен обязательный налог. Одним из побочных эффектов этой истории стал резкий скачок интереса к новому виду топлива. Для британцев этот вопрос актуален еще и потому, что цены на бензин и дизель у них самые высокие в Европе. Подсчитано, что в среднем цена на так называемый "биодизель", получаемый полукустарным путем, примерно на 20% ниже той, что предлагают автозаправочные станции. Между тем, как пишет в очередном номере газета "Гардиан" уже сотни, если не тысячи, британцев и десятки небольших компаний по всей стране занимаются переработкой отслужившего в кухнях масла в биодизель. В стране существует Единая ассоциация биодизельных предприятий (BABI), крупнейшее из которых производит около 5 миллионов литров топлива в год. |
|
|
Технология такой переработки проста. Масло необходимо очистить от сора и в четкой пропорции смешать с метиловым спиртом для того, чтобы отделить от масла глицерин. Избавленное от глицерина масло обладает молекулярным составом весьма близким к дизельному. Мало того, как утверждают представители BABI, в продуктах сгорания получаемого топлива на 10% меньше окиси углерода и на 50% - сажи. Содержание двуокиси углерода выше, чем в обычном дизельном топливе на 2%, но это, по словам энтузиастов биодизельного движения, не должно вызывать опасений, так как эта часть двуокиси углерода поглощается теми самыми растениями из которых получают масло. |
|
|
В Великобритании общий объем отработанного растительного
масла составляет около 70 миллионов литров в год. Значительная часть этого
- отходы мелких магазинчиков и лавочек, предлагающих гражданам традиционную
картошку-фри и жареную в кипящем масле рыбу. Кое-где наиболее предприимчивые
граждане и компании, занимающиеся производством биодизеля, скупают эти отходы
по бросовой цене. Выигрывают в этой ситуации обе стороны: обычно магазины
должны платить за утилизацию пережаренного масла. Британское правительство
уже заметило эффективность такого рода соглашений и предлагает производителям
биодизеля существенные налоговые скидки. Однако представители BABI говорят,
что основным барьером на пути к резкому увеличению объемов биодизеля остается
политика британского министерства по делам сельского хозяйства, которое,
в отличие от своих коллег в других странах ЕС, до сих пор использует отработанное
кухонное масло в изготовлении кормов для животных. Экологические группы
в восторге от новой технологии и уже предлагают всем желающим однодневные
курсы по изготовлению биодизеля в домашних условиях. "Может ваша машина
и будет пахнуть немножечко картошкой-фри, но этот аромат гораздо лучше,
чем запах традиционного дизеля. А уж ехать, осознавая, что ты используешь
переработанное топливо - и вовсе благодать", - заявил в интервью "Гардиан"
член одной их таких групп Джон Халле. Биодизель - это не что иное, как метиловый
эфир, обладающий свойствами горючего материала и получаемый в результате
химической реакции из растительных жиров. |
|
|
Известно, что молекулы жира состоят из так называемых
триглицеридов: соединений трехвалентного спирта глицерина с тремя жирными
кислотами. Для получения метилового эфира к девяти массовым единицам растительного
масла добавляется одна массовая единица метанола (т.е. соблюдается соотношение
9 :1), а также небольшое количество щелочного катализатора. Все это смешивается
в специальных реакторах при температуре 60°С и нормальном давлении. В результате
химической реакции образуется, в первую очередь, желаемый метиловый эфир,
а также побочный продукт - глицерин, широко используемый в фармацевтической
и лакокрасочной промышленностях. Полученный эфир отличается хорошей воспламеняемостью,
обеспечиваемой высоким цетановым числом. Если для минерального дизтоплива
характерен показатель в 50-52%, то метиловый эфир уже изначально содержит
56-58 % цетана. Это позволяет использовать его в дизельных двигателях без
прочих стимулирующих воспламенение веществ. Благодаря такому свойству метиловый
эфир, получаемый из растительных масел и жиров, и был назван биодизелем. |
|
|
Чудо-топливо |
|
|
Помимо относительно высокого цетанового числа
биотопливо имеет и ряд других полезных свойств: |
|
|
o Растительное происхождение. Подчеркнем, что
биодизель не обладает бензоловым запахом и изготавливается из масел, сырьем
для которых служат растения, улучшающие структурный и химический состав
почв в системах севооборота. |
|
|
o "Биологическая безвредность". По сравнению с минеральным маслом, 1 литр которого способен загрязнить 1 млн. л питьевой воды и привести к гибели водной флоры и фауны, биодизель, как показывают опыты, при попадании в воду не причиняет вреда ни растениям, ни животным. Кроме того, он подвергается практически полному биологическому распаду: в почве или в воде микроорганизмы за 28 дней перерабатывают 99 % биодизеля, что позволяет говорить о минимизации загрязнения рек и озер при переводе водного транспорта на альтернативное топливо. |
|
|
o Меньше выбросов СО2. При сгорании биодизеля
выделяется ровно такое же количество углекислого газа, которое было потреблено
из атмосферы растением, являющимся исходным сырьем для производства масла,
за весь период его жизни. Тем не менее, следует заметить, что назвать биодизель
экологически чистым топливом было бы неверно. Он дает меньшее количество
выбросов углекислого газа в атмосферу, но на нет их не сводит. |
|
|
o Относительно "чистое" топливо. В мировой практике
лимитируется ряд компонентов выхлопных газов, среди них: монооксид углерода
СО, несгоревшие углеводороды СП, окислы азота NOX и сажа. |
|
|
o Малое содержание серы. Не секрет, что выбросы вредных веществ можно минимизировать при помощи катализатора - оксиката, превращающего углеводороды и окись углерода в воду и углекислый газ. Но следует отметить, что оксикат чувствителен к присутствию в горючем серы, "отравляющей" катализатор на длительное время и приводящей к увеличению выброса остаточных частиц. Поэтому здесь особенную роль играет тот фактор, что биодизель в сравнении с минеральным аналогом почти не содержит серы (< 0,001 %, минеральный - < 0,2 %). |
|
|
o Хорошие смазочные характеристики. Известно,
что минеральное дизтопливо при устранении из него сернистых соединений теряет
свои смазочные способности. Биодизель же, несмотря на "обделенность" серой,
характеризуется хорошими смазочными показа телями. Это обуславливается его
химическим составом и содержанием в нем кислорода. |
|
|
o Увеличение срока службы двигателя. При работе
двигателя на биодизеле одновременно производится смазка его подвижных частей,
в результате которой, как показывают испытания, достигается увеличение срока
службы самого двигателя и топливного насоса в среднем на 60%. |
|
|
o Высокая температура воспламенения. Еще один
технический показатель, интересный, скорее всего, для организаций, хранящих
и транспортирующих ГСМ: точка воспламенения. Для биодизеля ее значение превышает
100 °С, что позволяет назвать биогорючее относительно безопасным веществом.
Тем не менее, это не означает, что к нему можно относится с халатностью. |
|
|
Про D-4.... NEODI... |
|
|
Преамбула - |
|
|
В этом году повезло мне быть на автомобильной выставке (автосалоне) в Женеве. Была масса новинок разных производителей, был и стенд Тойоты, но толи вечер уже был. то ли еще что, но народу у стенда было не очень много. Подошел я к нему, разговорился по английски с одним японцем, удивился он, узнав что я из России, сразу интерес у него в глазах ко мне проявился (представился , оказался он главным инженером европейской штаб-квартиры Тойоты), ну так вот, рассказал ему я о том, что Тойота - популярная марка в России, много машин бегает по всей нашей стране (ему приятно стало, заулыбался он сразу). |
|
|
И тут, когда я начал перечислять ему популярные
у нас модели тойот (Виста, Марк, Кальдина и т д) в его маленьких глазах
появилось неподдельное удивление... он меня переспросил, мол какие какие
модели популярны у нас в стране - я ему повторил и вижу, что у него от удивления
глаза расширяются так странно странно... Он мне говорит, мол это невозможно.
данные модели предназначены только для рынка Японии и не могут эксплуатироваться
в России... Я ему и отвечаю, что новых машин у нас действительно нет, а
вот поддержанных масса (и дальше перечисляю ему популярные у нас модели...)
Короче японец (главный инженер европейского отделения тойоты, блин) был
не просто поражен, он действительно не ожидал, что в России есть японские
машины тойоты. Он искренне был уверен, что кроме Камри, Авенсиса и Королы
у нас ничего не бегает.... (вот примитивность мышления, когда же я его спросил,
куда по его мнению исчезают неновые японские машины с их островов, он мне
искренне ответил, что они пару лет назад проводили социологическое исследование
и выяснили, что более 88% машин идет на рециклинг (ну типа на повторную
переработку запчастей и повторное использование метала, пластмассы и т д),
а остальная часть экспортируется в Австралию и Новую Зеландию... (это к
тому, что кто то тут хотел обратится с петицией к японским производителям,
чтобы японцы учли тот факт. что нам на их машинах еще ездить и ездить, так
что пусть дорабатывают машины, дабы они потом сурово переносили наши зимы
и дороги.... Наивные, по японской статистике в России практически нет праворульных
автомобилей!!!! |
|
|
А теперь амбула, так сказать! |
|
|
Мы говорили с этим тойотовским инженером более часа, он рассказал про свой оставленный дома в Японии Раум, а я про то, что у жены есть Функаргик а мечтает она о Тойоте Ист, а я давно хочу купить себе Тойоту Вилл Ви, а сейчас езжу на Опе.... Короче говоря был душевный разговор двух любителей японских тойот.... И уже почти в самом конце я его спрашиваю, нафига Вы движки D-4 начали на Тойоты ставить, у нас из за этого в России у многих геморой и отказ от веры в японского производителя... (про D-4 ему пришлось вопрос повторить, так как он не с первого раза въехал. что типа за странный "Di-four" имеется в виду, но когда я взял лист бумаги и нарисовал ему абревеатуру D-4 - все мгновенно понял). |
|
|
Его же ответ поверг меня в изумление Типа, "...а
нафига Вы в России покупаете машины с этими движками???..." Теперь уже я
был в некотором замешательстве.... Я ему м говорю, мол потому что Вы их
производите, потому мы их покупаем... типа, сами виноваты, мы их что ли
конструировали эти двигатели??? А он мне и отвечает, мол у нас Тойоты с
разными двигателями на внутренний рынок идут, нафига Вы покупаете именно
те машины, двигатели которых изначально рассчитаны только на эксплуатацию
внутри Японии? Покупайте другие... Тут уж я не понимаю и говорю ему, "а
нафига Вы производите машины, которые мы покупать не должны? Нафиг Вы их
делаете то???? И вот тут он мне рассказал историю, которую я Вам кратко
постараюсь пересказать. Оказывается около 6-8 лет назад в Японии вступили
в силу какие то новые внутренние экологические нормы (не имеющие к нормам
ЕВРО-2,3 И 4 никакого отношения). Согласно этим нормам, при эксплуатации
машины, двигатель которых соответствует этим прогрессивным стандартам, водителю
положена существенная скидка при оплате транспортного налога. А так как
в Японии многие еще и помешены на экологии, то появился реальный спрос на
автомобили, двигатели которых этим самым нормам соответствуют. Так как в
Японии очень жесткая конкуренция на внутреннем автомобильном рынке, то почти
все автопроизводители ринулись в эту нишу. Так у Тойоты появился двигатели
с D-4, у Мицубиси GDI, а у Ниссана NeoDi. И почти все производители (включая
Тойоту) начали эти самые двигатели устанавливать почти на весь модельный
ряд помимо обычных двигателей. Но у данных двигателей с этой системой впрыска
есть недостатки, а именно критичность к качеству топлива, поэтому данные
двигатели предназначались только(!) для внутреннего использования в Японии.
Лишь Мицубиси из за своих финансовых проблем и существенных затрат на внедрения
GDI приняла решения поставлять автомобили с двигателями GDI в Европу (и
то для Европы существенно переделав систему впрыска). Очень короткое время
Тойота тоже это делала (ставила такие движки на Камри, предназначавшиеся
для Европы), но столкнувшись с качеством европейского бензина быстро эксперимент
прекратила. |
|
|
Японский же покупатель выбирает машину с двигателем D-4, GDI и NeoDi отнюдь не из за качества, а из за экономии на налогах и желанием внести свою лепту в движение зеленых. Не более того. А так как эти двигатели (D-4) до сих пор параллельно ставят на машины и с обычными двигателями, то (по словам японца), он искринне не понимает, почему русские покупают подержанные машины с двигателем D-4 (который не предназначен для эксплуатации вне Японии) а не с обычными нормальными (менее экологичными) двигателями... Кстати, двигатели D-4 на сегодняшний день занимают не более 30% от общего объема двигателей Тойоты (то есть 65% движков которые сегодня ставят на тойоты - это обычные нормальные двигатели без этой прогрессивной системы впрыска). |
|
|
То есть у Вас всегда есть выбор, взять машину
с D-4 или нет. И подобных примеров (по другим моделям тойоты) можно приводить
массу. |
|
|
Выводы |
|
|
1. То, что рано или поздно но все мы будем ездить
исключительно на D-4, NeoDI (других двигателей типа не производится) это
неправда!!!! Вы сами убедились, что даже сейчас, в конце 2004 года на новые
машины ставят обычные нормальные двигатели с обычной системой впрыска и
таких обычных двигателей подавляющее большинство. |
|
|
2. Двигатель D-4, NeoDI предназначен для эксплуатации
только внутри Японии (даже японцы из Тойоты это признают), а соответственно
тот, кто сознательно(!) покупает машину с двигателем D-4, NeoDI для эксплуатации
внутри России - тот сознательно ищет приключения на свою задницу (мне очень
понравился анекдот про водолаза, который занимается сексом исключительно
в гамаке и стоя ). Так вот это из той же оперы... мы русские гордые и не
любим прямых путей, нам надо все через одно место сделать, зато гордости
потом от преодоления этих трудностей просто море... Ну ну... |
|
|
3. Знаете что мы все русские ценим в японских
машинах? Правильно, надежность. Это главный критерий, почему мы все подсели
с Вами на японки. Так вот, машина с D-4, NeoDI, какой бы распрекрасной она
не была к большому сожалению не обладает в полной мере этим самым качеством
- надежностью. Вернее не совсем так, она может ездить с Вами и 50 и 100
тыс км и все у Вас будет отлично и Вам она никогда не подведет, но уверенности
в ней у Вас все равно не будет! Вы все равно будете боятся того, что в любой
момент она (машина) может просто встать на трассе и не поехать дальше...
И страх этот будет сидеть в Вас далеко далеко внутри, но он будет, Вы не
сможете от него отделаться. И дай бог, если это случится в городе, а если
вы встанете на трассе, где-нибудь в глуши зимой и заполночь??? А если за
рулем будете не Вы, а Ваша жена сын или дочь??? |
|
|
А на@!#$ (да простят меня женщины) Вам каждый
раз думать переживать об этом??? нервные клетки ведь не восстанавливаются.
Не проще ли сразу купить то, что Вас не подведет? То, в чем Вы будете уверены???
Обычную тойоту (ниссан, мазду- не суть важно) но с обычным надежным двигателем
в котором есть уверенность....., а??? |
|
|
4. Если Вы уже купили автомобиль с D-4,NeoDI,
то не стоит переживать. Все случается, в следующий раз просто будете умнее
и перед тем как что либо покупать сначала покопаетесь в интернете на предмет
предстоящей покупки. И покопаетесь в интернете до покупки а не после.... |
|
|
И еще, по статистике есть большая вероятность,
что Ваш D-4, NeoDi верой и правдой прослужит Вам пару лет без проблем и
не потребует у Вас дополнительных вложений. (прецеденты есть). Так что не
унывайте. А еще, дабы быть готовым, заранее узнайте о том, где в Вашем городе
можно купить топливный насос, сколько он стоит и т д... И тогда, если "это"
случится, Вы достаточно быстро и без паники решите все проблемы. |
|
|
А ТЕПРЕРЬ НЕМНОГО ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА: |
|
|
Если вы уже стали обладателем чудесного NEODI,
D-4 |
|
|
1. Заливайте в бак только отстоявшиеся топливо |
|
|
2. Топливный фильтр только родной китайские не
проходят |
|
|
3. Раз в 10 - 15 тысяч пробега заезжать на промывку
топливной системы на СТО (не лейте чудо присадки в бак ...не поможет, лучше
обычное моторное масло 200-300 грамм на бак) |
|
|
4. Удачи на дорогах.... |
К
списку статей |
|
|
|
|
|
|